Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » У марийцев, удмуртов и чувашей волынки являлись ритуалными

У марийцев, удмуртов и чувашей волынки являлись ритуалными



У марийцев, удмуртов и чувашей волынки являлись ритуальными, либо обрядовыми инструментами и использовались на молениях, жертвоприношениях. Сам же исполнитель на этом инструменте, как правило, мужчина, считался обладателем сверхъестественных свойств: он мог якобы насылать порчу на жениха и невесту, привораживать, заклинать и т. п. Во время похорон (у чувашей), сидя на крышке гроба, он «отгонял» злых духов. Поэтому волынщиков старались задобрить: дарили им подарки, усаживали :на лучшее место в доме и т. д. К числу ритуальных духовых инструментов принадлежит удмуртский шулан (окарина, свисток, свистулька), изготавливаемый, как правило, в виде щуки или утки, то есть фигур, характерных для удмуртской мифологии. Кроме того, использование шулана в обряде шайтан уллян (изгнание беса) указывает на его древнее, языческое происхождение. Архаический прототип этого инструмента выполнялся, вероятно, из стебля травянистого растения, что и определило, возможно, его диалектное название шулан гумы . К древним, стабильно функционировавшим в быту и культуре удмуртов, инструментам относится крезь простой цитровидный хордофон 18 типа гуслей. По описанию М. Буха, он состоял из тонких еловых досок, имел полуовальную форму, длина деки в основании составляла 830 мм, высота 370 мм. Изготовление этого инструмента во многом схоже с распространенным в Поволжье способом производства гуслей татар, чувашей и марийцев. Доски «закаливались»: мочились в горячей воде несколько раз и сушились до трех лет; затем отшлифованные, гнутые, они крепились под углом к деке с помощью клея или деревянных штифтов. Культовый крезь, по преданию, строился из отмеченного молнией елового дерева 19, что имело, по-видимому, не только магический, но и технологический смысл. Струны изготовлялись из бараньих, овечьих, коровьих кишок, впоследствии из металла. У культовых «великих» гуслей (быдзым крезь) ряд струн натягивался внутри корпуса, что усиливало звучность инструмента и придавало звуку флажолетный оттенок. Струны, числом от 14 и более, настраивались по диатоническому звукоряду и охватывали 1,5 — 2, иногда 3 октавы . Крепились струны с помощью узла на фигурном бруске струнодержателе высотой 15 — 20 мм. На уровне 8 9-й струн в деке прожигали или просверливали отверстие диаметром до 30 мм и произвольно более мелкие отверстия вокруг. Иногда в центре продалбливали или прорезали щель. При игре исполнитель держал инструмент на коленях вертикально, большим и указательным пальцами правой руки играл мелодию, защипывая одновременно по две струны, иногда используя глиссандирующие аккорды; левой рукой исполнялся аккомпанемент из двойных басовых нот. Мелодия, благодаря такой технике, велась, в основном, терцовыми аккордами, аккомпанемент в объеме кварты, квинты и октавы.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования