Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Удмуртская обрядовая система

Удмуртская обрядовая система



Названные направления достаточно широко отражены в ряде научных работ, однако обобщающего труда по удмуртской обрядовой системе пока еще нет. Между тем в собственно музыкально-этнографическом исследовании, опираясь на достоверные научные данные различных областей этнологии, возможно сконцентрировать внимание на музыкально-содержательной стороне обрядов (один из элементов общей системы), выделить связи с другими элементами традиционной системы. Подобный подход уже оправдал себя в различных областях науки, и музыкальная фольклористика взяла его на свое вооружение. В задачи данной статьи не входит подробное рассмотрение всей обрядовой системы удмуртского фольклора в вышеназванных направлениях. Более существенным представляется методологическое обоснование исследовательского подхода и доказательство его правомерности на отдельном примере осеннем обрядовом календарном празднике пбртмаськон (ряжение, рядиться, скоморошничать). Этнографическая типология весьма сложна и неоднозначна: по социально-бытовой функции он относится к календарным обрядам, а по форме к одному из подвидов народного театра, включающегося в обрядовую систему фольклора . Подробная его типологизация в этнографическом аспекте еще не проводилась. Данная статья попытка в какой-то мере восполнить этот пробел. Пбртмаськон замыкал календарный обрядовый цикл и'сим-волизировал собой завершение полевых работ, переход от осени к зиме. Единство годового календарного цикла подчеркивается формой обряда — символическим браком Осени (старца) и Зимы (молодушки), соответствующими костюмами и ритуалом. Ряженая «актерская группа» в масках изображала животных, зверей. Ритуализированные сценки перемежались импровизациями всех участников: в сатирической и юмористической форме высмеивались недостатки хозяев дома, их быт. Благопожелания не были типичными и традиционными, благодарили лишь за угощение. В сохранившихся традициях пбртмаськона, бытующего в Увинском, Селтинском, Сюмсинском районах , ныне остались только «модельные», «скелетные» его формы (обход дворов с песнями), которые К. В. Чистов назвал «обрядовым минимумом». Под этим термином он подразумевает предел возможной редукции обряда или сакрального текста. Ниже этого предела текст теряет свои основные качества. Варьирование при этом приобретает характер колебаний между редукцией (сжатием) и амплификацией ("разрастанием, разбуханием). В эволюции пбртмаськона наблюдается несомненная редукция, доведенная до предела, до схемы, что позволяет в историческом аспекте определить его «обрядовый минимум», то есть обход дворов с песнями при сохранении минимума атрибутики. Тем самым социальная функция пбртмаськона свелась к одной «точке».
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования