Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Удмуртские избы

Удмуртские избы



Хороший музыкальный слух позволил ему овладеть игрой и на народных инструментах: крезе. Интерес к народным песням, стремление записывать их тексты и мелодии не покидали на протяжении всей его творческой жизни. Если первые песенные записи были сделаны весной 1912 года, перед началом учебы в Кукарской семинарии, то последние известные нам записи относятся к 1929 году. Начав с родной деревни, собиратель постепенно расширяет географию поиска и записывает песни в близлежащих деревнях (Партчи, Яголуд), в соседних, а затем и в дальних районах с другими песенными традициями. По многочисленным воспоминаниям современников К. П. Герд был живым, общительным собеседником, легко находил контакт с разными людьми, умел увлечь окружающих своей идеей. Ему охотно пели, особенно молодежь и деревенские жители, и ученики педтехникумов, и учителя. По-види-мому, картина, сохранившаяся в памяти И. П. Щеткина, учителя из деревни Гурезь-Пудга (Партчи), была обычной обстановкой, в которой К. П. Герд собирал этнографический и песенный материал: «В 1926 году мне было только 10 лет, когда с этнографической группой приезжал К. Герд. Мы, детвора, гурьбой сопровождали его, такого статного и очень прилично одетого. К. П. Герд делал фотоснимки удмуртских изб, выходящих на уличную сторону. Он вел и записи песен, к нему вечерами собирались девушки и женщины. Всем было интересно спеть свою песню, а потом послушать воспроизведение на фонографе»3. Мелодии песен К. П. Герд записывал с помощью фонографа, притом лишь по одной-две строфы от песни, что позволяло уместить на каждом валике по три-четыре песенных напева. К 1924 году было записано уже несколько тысяч песен . Как известно, К. П. Герд успел опубликовать три песенных сборника: «Малмыж удмуртъёслэн кырзанъёссы» (Сарапул, 1920), «Удмурт кырзанъёс» (Муско, 1924), «Удмурт кырзанъёс» (Ижкар, 1927). Песенные напевы имеются лишь в последнем сборнике, в двух первых песни изданы без мелодий «по техническим причинам», как поясняет автор. Первый сборник наиболее скромен по своим задачам и по количеству материала. В него вошли поэтические тексты тринадцати сюжетных песен, записанных автором у себя на родине в деревне Покчивуко, а также в деревнях Волипель-га, Выль Тукля, Выль Мултан. Второй сборник более значителен по своему объему. Песни расположены в нем по трем разделам. В одном из них (третьем) помещены малмыжские песни из предыдущего сборника 1920 года. Эта часть так и называется «Малмыж удмуртъёслэн кыр-занъёссы» («Песни малмыжских удмуртов»). Второй раздел назван «Виль удмурт кырзанъёс» («Новые удмуртские песни»). Название подсказывает, что в нем опубликованы новые песенные записи. Действительно, большинство песен этого раздела собрано после 1920 года, то есть после издания первого сборника (ряд записей относится к 1916 1919 годам). Кроме того, в раздел включено несколько новых удмуртских авторских песен, созданных после Октябрьской революции: «Зарни шунды жужалоз» («Золотое солнце взойдет»), «Удмурт гимн» («Удмуртский гимн») и «Удмуртъёслы ужасьёсыз» («Работающие среди удмуртов») К. П. Герда, «Вертись солдатлэн кырзанэз» («Песня возвращающегося солдата») И. Г. Векшина и «Ойдолэ мыном шудыны» («Давайте пойдем играть») переработка коми песни К. П. Гердом и А. В. Сугатовым. Первый раздел включает песни русской революционной традиции («Революци сярысь кырзанъ-ёс»), переведенные на удмуртский язык М. Прокопьевым, К-Гер-дом и И. Векшиным. Третий сборник, изданный в 1927 году, наиболее интересен и ценен. Количество песен в нем вдвое больше, чем в предыдущем. Но главное это качественно новый, более высокий этап осмысления фольклора. С начала 20-х годов К. П. Герд, постоянно занимавшийся собирательской работой, активно изучает науку о фольклоре. В 1922 году по инициативе КП. Герда, как утверждает марийский писатель А. Ток 5, в Москве создается Научное общество по изучению вотяцкой культуры. Это дает ему возможность общения с ведущими фольклористами страны: Б. М. Соколовым, Ю. М. Соколовым, А. А. Миллером и др., а также с зарубежными учеными. Углубленные занятия наукой связаны и с годами его учебы в аспирантуре при Московском научно-исследовательском институте национальных и этнических культур народов Востока СССР (1926 1929). В 20-е годы К. П. Герд публикует не только фольклорные материалы легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, но и научные статьи и исследования по фольклору. В их числе исследования «Вотяк в своих песнях» (глава первая «Песни о песнях»6 и глава вторая «Песни о революции»), статьи «Вопросы изучения вотяцкой народной музыки»8, «Пословицы и поговорки вотяков», «К изучению удмуртских загадок»
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования