Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Удмуртский музыкальный инструмент- крез

Удмуртский музыкальный инструмент- крез



Заслуживает внимания ранняя история удмуртского музыкального инструмента крез (гусли). Из-за отсутствия археологических находок этнический генезис удмуртских гуслей может быть объяснен путем рассмотрения исторической судьбы подобных инструментов у сопредельных и родственных народов, а также на основе удмуртского этнофольклорного материала. Гусли инструмент многих народов. В различные исторические эпохи, во многих частях света зафиксированы и введены в научный оборот струнные щипковые инструменты, имеющие подобную основу, но разные названия и разные конструктивные решения. Судя по археологическим находкам, произведениям народного изобразительного искусства, рукописным книгам, былинам, широкое распространение имели русские гусли крыловидные и шли-мойные. По мнению Ю. В. Келдыша, они бытовали в разной со-цельной среде и служили разным художественным целям: крыловидные гусли у скоморохов для «поганьского веселья», а шлема-видные христианские гусли для «пения добро гласной псалтыри». В славянском переводе псалмов Давида, относящихся к XI веку, гусли названы рядом с библейской псалтырью как инструмент, угодный богу и способный выражать благоговейный религиозный восторг: «Исповедайтесь господу в гуслях, в псалтыри десяти-струнные пойте ему» (Синайская псалтырь). Русские гусли широко воспеты в литературе, но музыкальных записей, данных об их функциях в народном быту не имеется, поэтому нет объяснения их появления на русской почве. Широкое распространение имели гусли и у восточных народов. Древнетюркский инструмент, упоминаемый в легендах, назывался житие. Описывая его устройство, путешественники сравнивали его с гуслями, арфой, лютней, сообщали, что «оный инструмент состоит из небольшого елового ящика, который имеет токмо дно, на коем шесть сутажных (металлических) струн различной толщины без всяких колков натянуты» . Этнографы наблюдали этот инструмент у многих тюркских народов и улавливали его сходство с инструментом народов Западной Сибири. Характеризуя музыку манси, П. Паллас писал: «Игрок, держа, сей инструмент перед собою на коленях, левою рукою ударяет бас, а правою выводит голос. Слог в песнях прост, но согласен по вкусу татарскому». Органологии Б. Сыры баев считает, ссылаясь на архивные материалы, что инструменты типа жетона были в употреблении у народов, проживающих севернее территории Казахстана: марийцев, чувашей, бурят, удмуртов, тувинцев, хакасов и тифов . Житие на протяжении многих веков сохранял примитивное устройство, оставался семиструнным, о чем говорит и его название: жете сструмент вышел из бытового обихода, отдельные реконструированные его экземпляры употребляются в профессиональном исполнительстве. Вероятно, жетиген, как старинный, так и усовершенствованный, не мог явиться прототипом удмуртских гуслей. Удмуртские гуслишные, многострунные — имеют типологическое сходство с марийскими, чувашскими гуслями. Может быть, родиной их и было Поволжье? Музыкальная культура древних волжских цивилизаций (Хазарского каганата, Волжской Болгарии) и кочевых племен еще ждет своего исследователя.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования