Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Удмурты в магическую силу круга

Удмурты в магическую силу круга



Удмурты верили не только в магическую силу круга, но и в число три. Это проявлялось в обычае покрывать невесту, прибывшую в дом жениха, тремя платками-покрывалами (сюлык), так как один платок сулил несчастья. Трижды исполнялись некоторые пляски свадебного обряда, в том числе пляска подставной невесты. Прежде чем невеста войдет в дом жениха, женщина, переодетая в ее наряд, трижды входила в избу с пляской. Назвав в ответ на вопрос «Чья это свадьба?» имя жениха, уходила за настоящей невестой. Перед уходом она могла бросить кому-либо на шею покрывало невесты 22. Получивший покрывало, начинал пляску, которую продолжали остальные. Затем покрывало относилось к невесте, которая к этому времени была уже одета. Свадебный пир, начавшись в доме жениха, продолжался у родственников, соседей, сопровождаясь песнями и плясками. После ярашона невеста возвращалась к родителям, иногда на год, и до сюана готовила приданое. Между двумя свадебными пирами или после свадьбы, если очередность их менялась, совершался обряд сюлык кыскон. В этом обряде, который сопровождался общим весельем, песнями, плясками, основное место занимал обрядовый танец, исполняемый дружком жениха. Под аккомпанемент скрипача, гармониста или гусляра, он снимал айшон с головы молодушки и надевал его на себя. Трижды проплясав с ним, опять надевал его на молодушку. Этот мужской обрядовый танец, выполнявший магическую функцию, символизировал начало нового этапа в семейной жизни молодушки. В день свадьбы родственники жениха собирались в его доме. В некоторых местностях после угощения перед отправлением к невесте все вставали из-за стола и трое из гостей (одна женщина и двое мужчин) трижды исполняли пляску. Вероятно, она, как и троекратные обходы, выполняла функцию предохранительной магии, призванной обеспечить удачную поездку. К приезду гостей невеста обычно находилась у соседей или в клети. После угощения под свадебный напев поезжане с при-топыванием шли за ней. Возвращаясь с невестой через двор в дом, двигались друг за другом с кружением. Парни после каждого куплета песни звонили колокольчиками. С приходом невесты, когда веселье разгоралось, в нёкоторых местностях исполнялась сольная пляска по очереди. Первым обычно плясал мужчина (азьветлйсь), затем его жена (быдзым казак) и другие по желанию. В отдельных районах в дом приводили подставную невесту. После того, как жених, отвечая на вопрос: «Та ли это невеста?», говорил, что это не его невеста, эктйсь вылькен (пляшущая молодушка так еще называли подставную невесту), поплясав, уходила к настоящей невесте. Только после этого невеста надевала свадебную одежду и выходила к гостям. Очевидно, данная пляска, как и ряжение под невесту и угадывание имени жениха (ярашон) и невесты (сюан), выполняла магическую функцию, смысл которой заключался в правильно названном имени, что обеспечивало удачный исход свадебного ритуала, счастье в семейной жизни. К. началу XX века этот обряд начал носить характер шутки и озорства, о чем может свидетельствовать описание . Свадебные напевы, исполняемые поезжанами во время яра-шон и сюан, сопровождались хороводными кругами. Поезжане со стороны жениха пели свадебный напев с переступанием, стоя в кругу. Поезжане со стороны невесты чаще всего продвигались по кругу с ударами ног в пол . Сюан, как и ярашон, длился три-четыре дня. Поезжане ходили из дома в дом с песнями и плясками. Сюан завершался окончательно увозом невесты в дом жениха.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования