Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » В 1724 г смерть Атака-хана

В 1724 г смерть Атака-хана



В 1724 г. умер Атака-хан, и между оставшимися наследниками началась междоусобная борьба за власть. Враждующие стороны создавали группировки и закрепляли свою верность друг другу присягами. Жена Аюки хана, Дарма Бала со своим сыном Церен-Дондуком и внуком Дондук-Омбо на съезде договорились о том, "что им жить и умереть вместе и в том между себя присягали, клали бурхана на свои головы"28. Из комплекса обрядовых действий присяги в продолжение борьбы противных сторон внесло некоторые коррективы в обряд. Сторонники данной группировки Дарма-Балы добавили, что если "кто в сей присяге не устоит, того разорять", т.е. старая форма присяги сохранилась в делом. Но так как эти договоры были не межгосударственными актами, а результатом внутренней борьбы калмыцких нойонов, то некоторые из них стали оговаривать себе приемлемые условия. Так, например, когда слухи о присяге названных владельцев дошли до главного духовного лица Шакурдамы, то распространился слух, что он присягать не хочет, а если и будет присягать, то с условием, "что ему слушать в порядочном деле, а в противном не слушать". Также оговаривал себе условия Церен-Дондук, который вынужден был присягать по принуждению матери, но "присягал на. таких кондициях, что ему слушать в чем нет противности. Его императорскому величеству, а в чем будет противности, в том не слушать". Присягами разрешались конфликтные ситуации, возникавшие с соседними народами. Например, в 1741 г. несколько казахских султанов и старшин с войском пришли к Волге для разорения калмыцких улусов, но в завязавшейся стычке, получив отпор, вынуждены были окопаться рвом. На четвертый день осады от них пришел посланец, который объяснил, что хотели забрать калмыцкие улусы, воспользовавшись смертью хана Дондук-Омбо, а если это не удастся, то заключить мир. Жена Дондук-Омбо, ханша Дкан ответила зайсангам, приславшим гонца, что "такая присловица во всяком народе есть, что ежели кто будет продолжать войну, то окажутся белые костя, а ежели продолжится мир, то окажутся белые волосы, и хотя де их каймак войною взять и можете, точно де уповаем, что толикое ж число лещей можете умертвить сколько нас возьмете, а ежели де мир заключите, то как о нашей, так и с их обоих сторон опасение души обрящете". После обсуждения вопросов стороны "прежде утверждения присяги к заключению мира, имели договор в такой силе: I) чтоб быть с примирени как от сего время народится мальчик и будет в совершенном возрасте, чтоб мог быть в состоянии владеть сайдаком, то б до того времени войны не иметь, а ежели промежду нами набегами что будет взято, оное возвращать и впредь чтоб того не причиняли по справедливости штрафовать"; 2) так же "договорились о пограничных местах, чтоб нам калмыкам, кочевать по сю сторону Яика, а им бы, кайсакам, кочевать по ту сторону Енды" и 3) так как договаривающиеся стороны "в военное время полоняли людей, оных бы разменивать теми же людьми". И на этих условиях "как они, кайсаки, так и мы, калмыки, договорясь присягами, утвердили" в чем от Кучтск хана и двух султанов Баракя и Аблай Бембетя и старшин Джянабек Батура и Эсед Батура и других знатных людей с приложением "печатей взяли договорное письмо". Этот оригинальный документ свидетельствует, с одной стороны, о наличии традиции заключений мирных договоров и, с другой стороны, при этом соблюдаются формы составления таких документов международного характера о соблюдении войны и мира, их сроки, обмен пленными и обменами взаимными договорными письмами с подписями и печатями. Случались и мелкие конфликты, связанные с угонами скота и воровством, которые разрешались возмещением убытков и присягами. Но возникали конфликты, к разрешению которых, привлекались к присяге все представители управления народом. В 1750 г. от Оренбургского губернатора Неплюева поступило письмо, в котором сообщалось, что калмыки напали на караван русских купцов в степи между Борской и Красносамарской крепостями и разграбили "серебра пуд с восемьдесят и лошадей с сорок, а затем товару немалое число". Случай был из ряда вон выходящий, поэтому наместник ханства Дондук-Даши собрал калмыцких владельцев, зайсангов и представителей духовенства "для учинения им присяги", чтобы каждый в своем улусе отыскивал грабителей. Обряд совершался следующим образом. Прежде всего наместник ханства, "взяв собственного ево бурхана, имянуемого Шакдяеи-Муни, полагал на чело свое, а бывшим в собрании пред кибитки, помянутым владельцам, зайсангам и их духовным вынес того бурхана и читал присягу, находящейся при нем, наместнике, яко в секретарской должности калмыченин Ончук". Здесь бурхан, который прикладывали к голове при присягах упомянутые выше владельцы, назван Шакджи-Муни (санскр.Шакьямуни)изображение учителя веры, почитавшегося источником святости. В приведенных выше документах говорилось только с безымянном бурхане, но, начиная с этого момента, фигурирует конкретно бурхан Шакджи-Муни. Нужно заметить, что по этому делу были найдены некоторые участники нападения на караван и им было учинено жестокое наказание пред кибиткою оного наместника, били на каждого плетью по пятидесят ударов и выкололи по одному правому глазу и арестозали их до получения" от Неплюева указаний34". Путешественник и натуралист, академик П.С.Даллас в своих трудах о калмыках заметил, что "простая клятва в том состоит что они целуют дуло у ружья, а есть ли сего нет, то иржасаготся языком к стреле и острым концом приставливают к голове. В важных делах дают клятву следующим-образом: взяв топор или какую-нибудь железную вещь раскаливают, и виноватый принужден несколько сажен нести оную на концах пальцев для оправдания себя"35. После Палласа случаи решения спорных дел у калмыков подробно разобрал миссионер П.Смирнов. Он писал, что "в случае значительного угона скота, состоявшего из сотен и более голов, если хозяин достоверно узнает похитителя, но юридически доказать этого не может, то заявляет на него подозрение, и просит его принять очистительную, шли "вольную присягу", называемую "шахан", которым решается дело без аппеляций.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования