Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Военно-Грузинские дороги

Военно-Грузинские дороги



В длительный зимний период абсолютное большинство мужского населения уходило на отхожие промыслы, главным образом, на расчистку от снежных завалов Военно-Грузинской дороги, куда стекались для выполнения этой же работы и другие горцы — осетины из соседних ущелий — гудцы, кобинцы, трусовцы, получая гроши за свой тяжелый труд, о чем уже говорилось выше. По рассказам, дзимырцев здесь воспринимали как обитателей «глухого» ущелья, еще и вследствие незнания ими русского языка. Когда подрядчик говорил им: «чистить», «чистить» (в смысле работать, работать) они отвечали: «Чи стæм, чи? — Дзимыр стæм, дзимыр!» (Кто мы, кто? — Мы дзимыр, дзимыр!). Во время пребывания в Дзимыры ком я собирал местную топонимику, которая вся имеет осетинское происхождение. Зафиксированы осетинские названия местностей: Уæрæх ком (Широкое ущелье), Суары ком (Нарзанное ущелье) Фæрниаты æфцæджытæ (Фарниевские перевалы), Къорайы æфцæг (Кораевский перевал), Гуырцъыты æфцæг (Перевал Гурциевых), Иуварсон хъæд (Отделенный, сторонний лес), Астæуггаг къуылдымы хъæд (Средней возвышенности лес), Уæзбыдыры хъæд (Широкой поляны лес), Уæлвæзы къулы хъæд (Лес на полянном склоне), Хъазахты хъæд (Лес Казаховых); Аслæнбегты хуымтæ (пашни Асланбековых), Мæхъиты хуым (Пашня Магкиевых), Гуырцъыты хуым (Пашня Гурциевых), Цæгаты хуым (Северная пашня), Дæлбыны хуым (Низменная пашня), Хуссары хуым (Южная пашня), Хуымгæндтæ (Большие участки пахотной земли); Форозы уыгæроæн (Сенокос Фороза), Сагты уыгæрдæн (Оленьи сенокосы;, Хъæдуæлвæзы уыгæрдæн (Сенокос над лесом), Тулчины уыгæрдæн (Сенокос Тулчина), Пагаты уыгæрдæн (Сенокос Пагаевых), Хуссары сау суадон (Южный черный родник), Цæгаты суадон (Северный родник), Хуырджын суадон (Каменистый родник), Уæлвæзы суадон (Родник на верхней поляне), Хуымы суадон (Родник на пахотном участке), Хъæды уæлвæзы суадон (Родник над лесом) и др. Топонимика Дзимырского ущелья явно свидетельствует о давнем заселении его осетинами. Об этом же говорят и памятники материальной культуры. Здесь почти в каждом селении сохранились подземные и полуподземные склепы, которые строились не позже XV—XVI вв. Традиция захоронения в склепах происходит из Осетии, в соседней Грузии она не практиковалась. Дзимырцы же, стремясь сохранить землю для посевов, строили склепы, располагавшиеся около поселений. И сегодня руинированные склеповые постройки можно видеть на острых гребнях горных склонов. Так, на кладбище сел. Цгъойтыхъæу до сих пор находится полуподземный склеп Цгоевых, сложенный из рваного камня на растворе извести — 5,2 х 4,80 см, высота около 4 м. Однако, по словам дзимырских старцев, они давно перестали хоронить в склепах, видимо, под воздействием христианских миссионеров, требовавших устройства кладбищ и захоронения в гробах. Судя по надгробным надписям, сделанным грузинскими буквами, и грузинским фамильным окончаниям — «швили», кладбище села Цгъойтыхъæу было открыто не ранее 70-х годов XIX в. И, тем не менее, во время зимних снегопадов для захоронения нередко продолжали пользоваться склепами. В Дзимырском ущелье мы застали единственную боевую башню. Располагаясь на крутом горном склоне, она была сложена из больших камней на сухой кладке и мало отличалась по своему облику от традиционной осетинской башни. Башня составляла собственность Тогоевых Тогойты мæсыг, была построена с оборонительной целью в период обоснования этой фамилии в Дзимыры ком, когда шла острая межродовая борьба за обладание земельными угодьями. В социальной жизни важную роль играли общественные моления (общесельские и фамильные), традиции которых дзимырцы сохранили, переселившись сюда из разных мест Северной Осетии. Ежегодно в определенные дни у дзуаров (святых покровителей) проводились религиозные празднества с обильными приношениями жертвенных животных (баранов и быков). Таким празднеством в мае (иногда в апреле) Цгоевы отмечали «Саниба» — этот культ наиболее известен в Тагаурском обществе. В начале июня Битаровы праздновали «Тбау-Уацилла», занесенный ими из Даргавского ущелья, в мае Гурциевы и некоторые другие фамилии праздновали «Аларды», явно занесенный из Алагирского ущелья, где этого святого особенно почитали. Что касается «Сырх дзуар» (св. Красный), почитавшегося Бедоевыми и Дзебоевыми, «Урс. дзуар» (св. Белый), отмечавшегося Пагаевыми, то они, видимо, местного происхождения. Местного происхождения и культ Дзимыры Уастырджи (св. Георгий Дзимырский), праздновавшийся жителями всего ущелья.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования