Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Love to perform bingo online?
Главная » Фотогалерея » Выделение cубэтнических вариантов свадебного обрядового комплекса

Выделение cубэтнических вариантов свадебного обрядового комплекса



Выделение cубэтнических вариантов свадебного обрядового комплекса ни в коей мере не означает отсутствие единого ритуала. Наоборот, именно такая схема всех этапов комплекса объединяет более, чем разделяет локальные варианты. Доминантность единой этнической модели свадьбы в дореволюционное время определила еще большую монолитность обрядового комплекса в настоящее время. Всю обрядовую канву калмыцкой свадьбы пронизывает единая символика ритуальных действий и предметов. Поскольку ритуал включает в себя множество различных обрядов и обрядовых действий на разных этапах свадебного комплекса, их символика многообразна: общая благопожелательная символика; символика, связанная с архаичными представлениями (солярная, магическая плодородная, культ предков и подношения им первой порцией); с шаманским комплексом представлений (жертвоприношения, приношение цветными лоскутами-ельгц). Вместе с тем большую значимость имеют символические действия, отражающие взаимоотношения внутри родовых коллективов, последовательную смену социальных ролей человека. На первом этапе (сватовство) доминирует благопожелательная символика. Сватовство в калмыцкой свадьбе включает три основных вехи, состоящие из нескольких визитов. Каждая из трех вех именуется согласно привозимому количеству водки (арыш): одна бортха, две бортхи, три бортхи арьки. Водка относилась к "белой пище", наиболее чистой и ценной, поскольку ее получали путем перегонки кислого молока-самого пенного продукта скотоводческого хозяйства. Пожелательная символика выдавалась ж в других предметах, одивозишк сватами: это и белый платок, и серебряные монета, клей,, сыромятный ремень-символы счастья и единства. Второй этап калмыцкой свадьбы-смотрины-включал два визита: "показ жениха" ("кргн узулгн") и "крой подушки" ("дер ишклгн"). Все визиты по характеру были аналогичными и по существу сводились к застолью; набор привозимых вещей, в общем, повторялся, их семантическое назначение сводилось к той же благопожелательной символике. Но акценты были различными. Представляется важным отметить, что главное содержание первого визита-показ жениха, его молодецких качеств-восходит к обычаю матрилокальности брака (само слово "жених" ("кургн") происходит от глагола "привести, доставить"("кургх").А во втором основное значение уделяется крою подушки, который начинает старшая сноха, а заканчивает младшая сноха со стороны жениха. В этом обрядовом действии-и символика смены поколений, и магическая плодородная символика, ведь подушка означала супружеское ложе. Третий этап свадебного комплекса-собственно свадьба-сна состоялась сначала в доме невесты, а затем в доме жениха. Приехав за невестой в сопровождении друзей и родственников (общее количество нечетное), жених первым делом выгружал "выкуп за невест. ". Им издавна являлась молочная водка "арька".Ее привозили в соответствии о благосостоянием семьи, но вместе с тем в достаточном количестве, обеспечивающем угощение всех родственников невесты. Характерно, что количеством привезенной водки определялась пышность свадьбы вплоть до самого недавнего времени. Кроме того, жених привозил с собой умскул /наплечную одежду или ткани для нее которыми одаривались близкие родственники невесты. Умскули, как и водка, очевидно, представляют собой отголоски брачного выкупа за невесту, увозимую из родственного коллектива. Утрата родовым кланом одного из своих членов была, во многом когда-то нежелательна, отсюда обычаи умыкания невесты и имитация избиения родственницами невесты жениха и его друзей в момент, когда они вынооили из дома невесты приданое и выводили "выкупленную" невесту. Причем удары, порой совершенно нешуточные, переносились всегда смиренно. Особое внимание уделялось борьбе за подушку, которую необходимо было "выкупать" отдельно. Приезжавшие накануне свадебного пира вечером, обязательно до заката солнца, проведя всю ночь в застолье, увозили невесту обычно на рассвете"когда станет настолько светло, что будут видны кожные узоры на ладони". Свадебная процессия направлялась домой, непременно сделав круг по направлению движения солнца около дома невесты. В постоянном согласовании обрядовых действий с движением солнца проявлялся культ солнца, которому поклонялись калмыки издревле. Таким образом, с новым солнцем в новую жизнь отправлялся новый человек, судьба которого пока неизвестна, и это отражается в символике платка, которым закрыто лицо девушки. Возврат к прежней жизни ей недоступен, поэтому скакуна, на котором приезжала в новый дом молодая, отпускали на все четыре стороны. Уезжая, невеста оставляла в доме отца свои ногти, срезанные с рук и ног, которые, как было сказано, закалывались в землю. Та же семантика ухода из жизни родового клана одного из его членов-и в жертвоприношении очагу, совершавшемся вслед молодой. Второе действие свадьбы разыгрывается в доме жениха, куда свадебный кортеж заезжает, сделав солярный круг около дома. Невесту сопровождают ее близкие родственники, но не родители: дяди, тетки, братья и сестры. Их количество обязательно четное. Свадебный пир начинался только после того, как молодая трижды кланялась бурханам, очагу и огню, солнцу, духовенству, старшим родственникам, одновременно совершая поочередно приношения бараньим жиром каждому из адресатов обрядового действия, главным из которых, в этой церемонии были хранитель очага этого дома и родовые предки. Совершив им поклонения, невеста становилась членом нового рода, рода мужа. Таким образом рождался" новый человек, и это "рождение" оформляется обрядом жертвоприношения очагу "гал тяклгн". Свадебный пир с непременными обрядами заканчивался поднесением умскулей гостягл-родственникам невесты. Эти умскули подносились следующим образом: даритель, приняв почтительную позу, правой рукой опускал одежду или кусок ткани на правое плечо мужчине та на левое-женщине. Таким образом, умскули представляют собой своего рода отдарок на аналогичные подарки, принятые от клана невесты. Жених и его родня с почестями провожали гостей, которые ехали в родительский дом невесты, где пир еще продолжался, с сообщением, что невесту приняли хорошо, все обряды были исполнены, девушка вошла в род мужа, и, поскольку для родных она стала уже человеком чужого рода, сопровождавшая ее родня по возвращении совершала очистительные обряды: омовение водой, окуривание дымом, смазывание рук маслом именно такие действия совершаются по возвращении с похорон. Символика этих процедур ясна-родовой коллектив утратил одного из своих членов. В это время в доме жениха совершался обряд бракосочетания, описанный выше. Его благопожелательная символика подчеркивается белым войлоком, берцовой костью барана, бараньим жиром, кроплением священным напитком-аршаном, осыпанием зерном.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования