Все народы мира Европейские народы   Народы Америки   Африканские народы   Народы Азии   Народы Океании   
Главная Народы мира Этнография Всё о народах Ссылки Связь
 
 


Языковые семьи





Главная » Фотогалерея » Земледельческие орудия карельских осетин

Земледельческие орудия карельских осетин



Земледельческие орудия карельских осетин не отличались от орудий гуджаретских и во многом были сходны с грузинскими. У всех осетин в ходу были легкие и тяглые пахотные орудия гутон, молотильная доска чеури, серп ломаги и т.д. Для вспашки в низинных местах применяли тяжелый деревянный плуг с железным наконечником и резаком, в который впрягали 8 пар быков и буйволов, он обслуживался опытным плугарем и 4 подросткамипогонщиками, сидящими на ярмах. В качестве тягловой силы использовались волы и буйволы. И все же главным занятием карельских осетин было скотоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота, содержание лошадей, главным образом, для верховой езды. В скотоводстве ведущим было овцеводство при отсутствии отгонной системы содержания. В целом скот был важнейшим источником существования карельских осетин. Он их кормил, одевал, служил тягловой силой. Многие домашние промыслы — обработка молочных продуктов, шерсти, кожи, кости — существовали на базе скотоводческого сырья. Карельские осетины широко занимались и обработкой дерева, делая на традиционном осетинском токарном станке зырн домашнюю утварь (чашки, ложки, пивные бокалы и пр.) и предметы домашнего обихода (деревянные орнаментированные кресла и тахты, люльки, маслобойки и т.д.). Сельскохозяйственные орудия также изготовлялись самими осетинами. Из отхожих промыслов карельские осетины активно занимались доставкой и сбытом дров в Сураме и в других близлежащих городах и селах, добывая этим дополнительные средства к существованию. В материальной культуре карельских осетин наиболее устойчиво держится традиционная пища и напитки. Большим предпочтением пользуются гшроги с начинкой из сыра уæлибæх и пиво домашнего приготовления бæгæны. Из материальной культуры осетин карельскими осетинами не были утеряны и элементы традиционного горского костюма (черкеска, бешмет, папаха, отчасти башлык, обувь), а также его украшения — кинжал, газыри, узкий пояс с бляхами, обычно приобретавшиеся в Тифлисе у дагестанских мастеров-отходников. От грузин карельские осетины восприняли некоторые виды обуви из сыромятной кожи для повседневного ношения. Что касается традиционной женской одежды, то у карельских осетинок она почти полностью исчезла. На смену ей пришла покупная одежда и некоторые заимствованные элементы грузинского костюма. Малоустойчивым оказалось домостроительное искусство, претерпевшее под влиянием грузин сильные изменения. Во всяком случае, жилые и хозяйственные постройки карельских осетин почти не отличаются от грузинских. Жилой дом строился с наличием в главном помещении очага с дымоходом — ердо, одновременно служившим световым отверстием. При этом мы застали у карельских осетин дома разного типа и размера, построенные как в дореволюционное, так и в советское время. Практически все постройки были возведены почти исключительно из дерева. Обилие лесов позволяло осетинам не испытывать дефицита этого стройматериала, при этом каждый строил сам, редко прибегая к посторонней помощи. Оказавшись на чужбине, карельские осетины, по их словам, первые годы пребывания здесь не теряли связи со своими родственниками и близкими в Юго-Осетии, обмениваясь взаимными визитами во время больших семейных и общественных торжеств. Со временем эти связи исчезли из памяти нового поколения. Тем не менее, многие помнят свою родословную. В общественной жизни карельские осетины сохранили некоторые социальные институты и обычаи своего народа. К ним относятся Совет старейших, улаживавший различные конфликты, — ныхас, где мужчины проводили время и решали текущие дела общины, а также зиу — обычай, по которому члены общины личным участием оказывали помощь вдове, сиротам и другим нуждающимся, например, при выполнении полевых работ и других хозяйственных занятиях. Могу отметить полное исчезновение из быта карельских осетин кровной мести, что можно объяснить влиянием соседнего народа. Семейная обрядность сохраняла в основном традиционные черты. Брак был экзогамный, более того, не роднились члены æрвадæлтæ — большого родственного коллектива, именуемого в этнографии патронимией второго порядка. Так, три фамилии — Санакоевы, Гаглоевы, Габараевы — составляли æрвадæлтæ. До сих пор браки внутри этой патронимии не допускаются.
  

 
 
Главная Народы мира Этнография Фотогалерея Ссылки Контакты
Народоведия - энциклопедия о народах мира.
Народы мира, этнический состав, происхождение народов.
Яндекс цитирования